Как и зачем мы дышим?

Почему человек дышит? Клуб почемучек

Как и зачем мы дышим?
Здравствуйте, дорогие читатели! Приветствую вас в пятничном выпуске “Клуба почемучек”!Сегодня я отвечаю на вопрос мамы Ольги и ее сына Андрея (6 лет):

«Почему человек дышит

Дыхание – это одна из самых важных функций организма не только человека, но и всех животных и растений на нашей планете. В процессе дыхания в наше тело поступает воздух.

Но нам нужен не весь воздух, а только один из его компонентов – газ кислород. Человек, конечно же, нуждается в пище, в воде, но в кислороде он нуждается больше всего. Он – основа нашей жизни.

Ведь без еды человек может прожить пару недель, без воды – около пяти суток. А вот без кислорода – всего несколько минут.

Давайте проведем эксперимент. Сколько ребенок может не дышать?

Для этого нам понадобится секундомер. Попросите малыша задержать дыхание и засеките время. Сколько у него получится не дышать?

У моей  постоянной помощницы Кати получилось не дышать 13 секунд. Всего-то 13 секунд без воздуха, а организм уже бьет тревогу и заставляет вдохнуть!

Катя замеряет время, которое она может не дышать

Взрослый человек может не дышать дольше – около минуты. Но потом и он начинает ловить ртом воздух. Даже самые-самые тренированные люди могут продержаться без кислорода максимум несколько минут. (Официальный рекорд, зарегистрированный в “Книге рекордов Гиннеса” –  22 минуты. Рекорд достигнут при специальной подготовке.)

Почему же дыхание для нас так важно? Давайте разберемся.
Для начала мы изучим процесс дыхания и органы, которые в нем участвуют.

Мы с Катей для этого использовали самодельное пособие по анатомии человека. Даже два. Подробнее о них я пишу (и даже даю скачать) ЗДЕСЬ. Но можно воспользоваться и энциклопедией или любым другим наглядным пособием.
Попросите малыша назвать основные органы и системы человека: дыхательную, пищеварительную, кровеносную.

Сможет ли малыш показать, где какие органы находятся и за что они отвечают в теле человека?

Анатомический пазл из фетра


Итак, даже самые маленькие дети знают, что воздух мы вдыхаем через нос и рот.

Проходя через них он прогревается и увлажняется  и попадает в гортань (место, где соединяются проходы изо рта и носа). Дышать лучше все-таки носом, так как он более приспособлен для дыхания: в носу расположены маленькие волоски и его внутренняя поверхность (слизистая оболочка) выделяет специальную жидкость.

Все это помогает очистить воздух от пыли и вредных микроорганизмов. 

Из гортани воздух по специальной трубочке – трахее, – опускается в грудь. Там трахея сначала раздваивается, а потом и вовсе начинает ветвится как корни деревьев – эти “корешки”, по которым идет воздух, называют бронхи

По ним воздух попадает в легкие. Это такие специальные органы, в которых кислород из вдыхаемого воздуха переходит в кровь, а ненужный организму углекислый газ выходит из крови и выводится наружу.

Легкие – парные органы (левое и правое). Они состоят из очень пористой ткани, сплошь пронизанной тонюсенькими кровеносными сосудиками.

Такими тоненькими, что кислород просачивается через их стенку и попадает в кровь. 

Схема дыхательной системы человека

Ткань легких очень похожа на обычную поролоновую губку. Только впитывает она не воду, а воздух. И она очень легкая по весу. Поэтому то и называют легкие легкими, ведь при объеме легких у взрослого человека в 5 литров (представьте для наглядности ведро с водой, которое помещается у нас в груди) весят они всего лишь один килограмм!

Давайте проведем еще один эксперимент и посмотрим, как происходит процесс дыхания.

Для этого нам понадобится поролоновая губка и блюдце с водой. Вода будет символизировать воздух, а губка – легкие.



Если мы просто положим губку в воду, то она хоть и начнет намокать – впитывать ее в себя, но происходить это будет медленно. Чтобы ускорить процесс, там надо на  губку нажать. Распрямляясь, она втянет в себя воду. Так и происходит вдох. 

Только надавливаем мы на легкие не рукой, а сдвигая-раздвигая ребра грудной клетки межреберными мышцами и/или поднимая-опуская диафрагму – такую разделительную перегородку, отделяющую грудь от брюшной полости.

Предложите ребенку прочувствовать, как происходит дыхание.

Для начала попросите дышать только грудной клеткой. Пусть он встанет перед зеркалом, положит руку на грудь и делает глубокие вдохи. Видите, как увеличивается-уменьшается объем груди? 

А потом пусть малыш попробует подышать только с помощью диафрагмы. Надо положить руку на живот и стараться втягивать воздух до самой руки, стараясь при этом сделать так, чтобы грудь не колыхалась. 

Многие медики считают, что такое глубокое дыхание полезнее для организма. Научиться дышать им помогают специальные упражнения. Да и в любом случае, дыхательная гимнастика очень полезна и взрослым и детям. С помощью нее можно помочь организму улучшить самочувствие, справиться с логопедическими дефектами и даже вылечится от некоторых болезней. Например, мы использовали дыхательные упражнения при лечении бронхита. Об этих упражнениях можно прочитать ЗДЕСЬ.

Дыхательная гимнастика при бронхите

Взрослый человек в среднем делает около 15 вдохов-выдохов в минуту, а дети дышат гораздо чаще: 20-30 раз в минуту (младенцы так и вовсе 40-60 раз).

Частота дыхания зависит от потребности организма в кислороде и подстраивается мозгом автоматически. Например, когда организм находится в покое (человек спит), он дышит реже. А при физических нагрузках дыхание учащается.

Кроме того, есть и сезонные различия в частоте дыхания: человек осенью дышит в среднем в три раза медленнее, чем весной!

Проведем опыт, демонстрирующий, что для активной деятельности организму нужно больше кислорода.

Возьмите секундомер и посчитайте, сколько ребенок делает вдохов за минуту в спокойном состоянии. А потом попросите его попрыгать на одной ножке (сделать приседания, пробежать круг по стадиону или что-то еще). И посчитайте, сколько вдохов он сделает за минуту теперь. Спросите его, в каком случае он дышал больше, а в каком меньше? А сможет ли он посчитать, на сколько больше или меньше?

У Кати получилось 24 вдоха в минуту в покое и  40 после физической нагрузки. Интересно будет повторить этот эксперимент весной и проверить, есть ли у Кати сезонные различия в частоте дыхания.

Эксперимент по частоте дыхания

Разобравшись с органами дыхания, изучив его фазы и способы мы узнали как человек дышит.

И теперь подошли к ответу на главный вопрос: почему же человек дышит? Зачем нашему организму так нужен кислород, что он без него жить не может? Дело в том, что практически вся жизнь на Земле (кроме жизни некоторых анаэробных бактерий) зависит от кислорода.

 Каждой клеточке тела человека, зверя, птицы, рыбы, насекомого и растения нужен кислород.

Ведь с помощью этого химического элемента внутри клетки, как на крошечном химическом заводике, идет сложная работа: сложные органические соединения, которые попадают в клетку в процессе пищеварения, под действием кислорода разлагаются на более простые. Этот процесс называют окисление. А в результате него выделяется энергия, необходимая для роста и жизнедеятельности клеток. Не будет кислорода – не будет энергии в клетках, все в организме остановится и он погибнет.

Поэтому так важно, чтобы в организме кислорода было достаточно. При его нехватке мы недополучаем энергию: зеваем (помните, мы однажды в “Клубе почемучек” уже разбирали ответ на вопрос “Почему люди зевают?”), нас клонит в сон, снижается работоспособность, ухудшается память и другие мыслительные процессы.

Спросите ребенка, помнит ли он, как хорошо дышалось ему во время поездки на природу – в лес, в горы, на море? И заметил ли он, сколько сил и радости он в себе ощущал? Это происходило именно потому, что он получал достаточно кислорода. И организм чувствовал себя прекрасно.

Поэтому чтобы продолжать чувствовать себя хорошо, надо не забывать о простейших требований к гигиене дыхания: проветривать помещения, проводить в них влажную уборку, по-возможности спать ночью с открытой форточкой, гулять на свежем воздухе не меньше двух часов ежедневно и избегать бывать в местах с повышенной загрязненностью воздуха.

Надеюсь, Андрею теперь стало понятнее как и зачем человек дышит 🙂

А на следующей неделе я буду отвечать на вопрос мамы Жени и ее сыночка Димы (3 года) “Как звери умываются без воды и мыла?“.

Чтобы я ответила и на ваши вопросы, вступайте в Клуб и задавайте их!

Для этого надо всего лишь поставить баннер на боковую панель вашего блога или сайта (код баннера можно взять, перейдя на страницу “Клуба почемучек”), а если блога нет, то дать ссылку в любых соц. сетях.

Присылайте вопросы мне на почту tavika2000 @ yandex.ua (убрать пробелы) с пометкой “Клуб почемучек”. Среди всех присланных вопросов, независимо от того, опубликовала я на них ответ или нет, я разыгрываю призы.

Следующий розыгрыш будет проходить по итогам осенне-зимнего сезона и состоится он 1 марта.

А также я приглашаю спонсоров к сотрудничеству с моим Клубом!

Архив прошлых выпусков “Клуба почемучек” можно посмотреть ЗДЕСЬ.

Другие эксперименты и занятия по биологии человека вы найдете здесь: Почему голова круглая, Откуда берутся родинки?, Типы лиц, Почему люди плачут, Почему люди зевают, Почему людям надо спать, Почему у человека две руки и две ноги, Откуда берется слюна, Откуда появился человек, Анатомия человека из фетра – скачать шаблоны, Анатомия из подручных материалов, Ставим опыты… над собой, Детям о сердце: 6 экспериментов

Материалы по теме:

  • Дыхание. Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Дыхание)
  • Анатомия человека. Иллюстрированный атлас для детей. Уркер Р., -М.: Оникс, 2001.
  • Энциклопедия “Детям обо всем на свете”. -Харьков: Синтекс, 2005.
  • 10 фактов о дыхании (http://medinfo.ua/analitic/00014e19108d4cc6c5277750242ec573/displayarticle
  • Интересные факты о дыхании (http://1001fact.ru/2011/09/interesnye-fakty-o-dyxanii/)
  • Что такое дыхание. Хатыбов А. (http://lit.lib.ru/h/hatybow_a_m/dyhanie.shtml)

“,”author”:”Автор: Татьяна Пироженко”,”date_published”:”2020-03-06T15:56:00.000Z”,”lead_image_url”:”https://lh3.googleusercontent.com/proxy/RH6YW_zM6go1m56tysvuhBDaIgmwq5zmBZtQZvMANxAYIeoaLf9hWtZ9toTpj3oKg79QicNndzy1nR2T3dEcCDshO-0ohe7_SxXT3OSEIYZDStlwJA88NAUQ=w1200-h630-p-k-no-nu”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://www.tavika.ru/2013/11/respiration.html”,”domain”:”www.tavika.ru”,”excerpt”:”Занятие по биологии для дошкольников, подготовленное в качестве ответа на детский вопрос. Органы дыхания. Опыты и эксперименты по биологии.”,”word_count”:1438,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://www.tavika.ru/2013/11/respiration.html

Как и зачем мы дышим — Статьи по системам организма — Система органов дыхания — Статьи

Как и зачем мы дышим?

Дыхание — единственный способ получить необходимый для организма кислород, без которого нам никак не обойтись. Ведь если попробовать задержать дыхание, долго не дышать никак не получится. А всё потому, что организм будет настойчиво «требовать» очередную порцию кислорода.

Зачем нам кислород? Всё просто и сложно одновременно. Без кислорода невозможен обмен веществ. Наш головной мозг не сможет работать без постоянной кислородной подпитка, так как и все прочие внутренние органы.

Именно кислород участвует в расщеплению питательных веществ, способствует выделению энергии и снабжению каждой клетки организма. Дыхание еще называют газообменом, так как в организм попадает воздух, из которого забирается кислород, после этого остается углекислый газ, который необходимо вывести из организма.

Как мы дышим

Если задуматься, как мы дышим, обнаружится довольно своеобразный парадокс: дыхание — единственная функция нашего организма, которая подчиняется не только бессознательному управлению, но и может быть проконтролирована нами сознательно. В качестве примера сознательного управления дыханием могут служить различные дыхательные техники, практикуемые в йоге, например. Чтобы понять, какие органы задействованы придыхании, рассмотрим устройство дыхательной системы.

Через ноздри воздух попадает в полость носа, здесь он нагревается и очищается от пыли и мелких частиц, взвешенных в воздухе. Очищенный и нагретый в носовой полости воздух попадает в гортань.

Она представляет собой полость, по обеим сторонам которой находятся ые связки. Трахея берет начало у нижней части полости гортани и представляет собой трубку, состоящую из хряща и мягкой ткани.

В нижней части трахея разделяется на две трубки — бронхи.

Дальше — лёгкие. Они располагаются в грудной полости по обе стороны от сердца. Легкие и сердце защищены грудной клеткой (рёбрами и грудиной).

Под лёгкими располагается диафрагма — куполообразная мышечная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной.

Чтобы мы могли вдыхать, необходимо увеличить объем грудной клетки, для этого существуют так называемые дыхательные мышцы, расположенные между рёбрами.

Диафрагма опускается вниз, межреберные мышцы раздвигают ребра и воздух начинает поступать в дыхательную систему. При выдохе диафрагма поднимается вверх, ребра возвращаются в исходное положение и прижимают легкие, соответственно, воздух выталкивается.

По форме легкие напоминают конус, основание которого направлено вниз. Каждое легкое покрыто специальным «мешком» — плеврой. Она состоит из двух слоев, между которыми содержится небольшое количество жидкости. Внешний слой плевры прилегает к поверхности грудной клетки и диафрагме, а внутренний слой непосредственно к легким. Плевра защищает легкие и помогает дыхательным движениям.

Как устроены лёгкие

Бронхи являются основой лёгких. Они разветвляются подобно дереву и составляют своеобразный «скелет» для мягких тканей легкого. Из-за своей формы и внешнего вида ответвления бронхов ещё называют «бронхиальным деревом».

Правое и левое легкое несколько отличаются по строению. Принято делить каждое легкое на доли. Правое состоит из трех долей, а левое из двух. Доли, в свою очередь, делятся на более мелкие дольки. Каждая из них не больше 25 миллиметров в длину и 15 миллиметров в ширину, по форме они напоминают пирамиду. В вершину пирамиды входит бронх, а внутри он делится на 18-20 бронхиол.

Стенки бронхиол состоят из маленьких мешочков – альвеол. Состоят они из соединительной ткани и волокон, способных растягиваться и сжиматься. В каждом легком взрослого человека насчитывается до 400 миллионов альвеол.

Вдыхаемый воздух, пройдя воздухоносные пути, бронхи и бронхиолы, попадает в альвеолы. Там кислород попадает в кровь капилляров через стенки альвеол.

Таким же образом углекислый газ возвращается в легкие и выводится из них при выдохе.

Интересные факты о дыхании

Если «раскатать» лёгкие, которые размером всего лишь с человеческую ладонь, они займут площадь ковра для борьбы дзюдо — примерно 200 кв. м., а объём лёгких — 5 литров. Вот только используется он далеко не полностью. Для дыхания нам достаточно 0,5 литра, 1,5 литра — это остаточный объем воздуха, а 3 литра образуют резервный объем воздуха.

В разном возрасты мы дышим по-разному: чем старше мы становимся, тем реже мы дышим. Подсчитано, что новорожденный вдыхает-выдыхает 35 раз в минуту, ребенок — 25 раз, подросток — 20 раз, а взрослому достаточно вдохнуть-выдохнуть 15 раз в минуту. Путём несложных арифметических расчётов мы получим средний дыхательный цикл на протяжении нашей жизни — 18 раз в минуту.

Мы делаем 1000 вдохов в час, 26 000 — за сутки, 9 миллионов — за один год. Мужчины и женщины делают неодинаковое количество вдохов-выдохов: мужчина — 670 миллионов, а женщина — 746 миллионов.

Объем воздуха, который жизненно необходим за одну минуту — 8,5 литров, 500 литров в час, 12 000 литров в сутки, 4 миллиона литров в год.

В течение жизни мужчина вдыхает 317 миллионов литров воздуха, а женщина — 352 миллиона литров.

За своими лёгкими, так же как и за всем организмом, нужно следить. Так что даже «лёгкий» кашель нельзя пускать на самотёк: последствия могут быть непредсказуемыми. Есть сомнения в благополучии дыхательной системы — сходите к врачу и регулярно делайте флюорографию, это поможет предупредить некоторые заболевания.

Войдите на сайт, чтобы оставлять комментарии

Источник: https://www.butakova.com/your_health/articles/49/27/339/

Слушая наше дыхание: как работа лёгких влияет на психику человека?

Как и зачем мы дышим?

Из всех даров богов дыхание — наименее оценённый. Никто не слагает ему гимнов, никто не возносит молитв к доброму воздуху, дышат которым наравне принц и нищий, хозяин и его пёс. Но — боже упаси оказаться без него! 

Роджер Желязны “Князь света”

Для чего и как мы дышим?

Головной мозг потребляет больше кислорода, чем любой другой отдельно взятый орган. Этот газ нужен клеткам как топливо для химических реакций, в ходе которых вырабатывается необходимая для жизни энергия.

Кислород попадает в организм через верхние дыхательные пути (носовую и ротовую полость) при вдохе. Оттуда он по нижним дыхательным путям (трахее и бронхам) достигает лёгких.

Внутри лёгких человека есть множество образований, похожих на пузырьки — альвеол.

С внутренней стороны альвеолы покрыты особым поверхностно-активным веществом — сурфактантом. Сурфактант помогает альвеолам поддерживать форму независимо от размера лёгких, а также облегчает попадание молекул кислорода в кровь.

Кстати, сурфактант по большей части состоит из липидов — класса органических соединений, в который входят жиры. Поэтому для здоровья лёгких важно, чтобы в рационе было достаточно жиров.

Установлено, что крысы с хронической гипоксией (недостатком кислорода в тканях), развившейся из-за болезни лёгких, живут дольше, если им в пищу регулярно добавлять рыбий жир.

Попав с помощью сурфактанта в кровь, кислород соединяется с гемоглобином — белком в составе красных кровяных телец, эритроцитов. Эритроциты человека стали настолько специализированными, что при созревании теряют ядра, лишь бы уместить в себе больше молекул гемоглобина.

Кроме того, потеря ядра даёт клетке возможность приобрести двояковогнутую форму, которая позволяет удобно просачиваться через стенки самых мелких кровеносных сосудов — капилляров. Капилляры — место передачи кислорода из крови в другие ткани организма.

В них же клетки отдают в кровь углекислый газ — побочный продукт тех самых реакций, дающих им энергию.

Когда концентрация углекислого газа в крови превышает определённый порог, рецепторы, расположенные в артериях шеи, передают сигналы в продолговатый мозг. Там находится так называемый дыхательный центр — несколько групп нервных клеток, запускающих вдох или выдох. Избыток углекислого газа в крови сигнализирует о том, что пора выдохнуть, а недостаток кислорода — о том, что время вдохнуть.

Вдох и выдох обеспечиваются диафрагмой, межрёберными и некоторыми другими мышцами. При вдохе нужно увеличить объём лёгких. Они соединены с грудной клеткой, и её движения тянут за собой лёгкие. Поэтому при вдохе, чтобы воздух пошёл внутрь лёгких, межрёберные мышцы и диафрагму надо сократить — тогда они сами будут занимать меньший объём. При выдохе всё наоборот.

В зависимости от потребностей организма или от нашего собственного желания мы можем дышать глубоко и спокойно или поверхностно и быстро.

Конечно же, при глубоком вдохе в тело попадает больше кислорода, а при глубоком выдохе выходит больше воздуха в целом. Однако благодаря сурфактанту в живом организме лёгкие не схлопываются даже после самого глубокого выдоха.

Объём лёгких, который они имеют в такой момент, называют остаточным. В среднем он составляет 1,5 литра. 

Высокое давление? Дышите!

Медленное глубокое дыхание — единственный немедикаментозный способ лечения артериальной гипертензии, одобренный FDA (правда, его всё же лучше комбинировать с другими средствами).

Дышать при этом нужно с помощью специального прибора, измеряющего, насколько сильно меняется объём лёгких при вдохе и выдохе.

Исследование 2010 года показало, что использование такого прибора и техники глубокого дыхания в течение четырёх недель снижает дневные показатели артериального давления у пациентов с артериальной гипертензией в лёгкой форме.

Правда, на давление ночью такое лечение никак не влияло. Вероятно, одна из причин в том, что сеансы глубокого дыхания с прибором длились всего лишь 15 минут в день в течение неполного месяца. Возможно, более длительное применение техники дало бы более впечатляющий результат.

Пусть и кратковременный, эффект от медленного глубокого дыхания проявляется сразу же. Это показала другая научная работа 2005 года. В ней у испытуемых с гипертензией во время дыхания с частотой 6 раз в минуту систолическое давление (“верхняя цифра”) снижалось со 150 до 141 мм ртутного столба, а диастолическое (“нижняя цифра”) — с 83 до 78. 

Важна каждая ноздря

Сознательное изменение техники дыхания влияет не только на чисто физиологические параметры, но и на умственную деятельность. Логично, что длительная нехватка кислорода ухудшает способность мыслить. Но, оказывается, не обязательно надолго задерживать дыхание, чтобы обнаружить изменения в работе мозга. Достаточно зажать одну ноздрю и какое-то время дышать только через другую.

Забавно, что такое “одноноздревое” дыхание по-разному влияет на способности женщин и мужчин. В 1989 году учёные из университета штата Монтана проверяли, как зажатие одной ноздри действует на правшей обоих полов.

Оказалось, что, если мужчины дышат только правой ноздрёй, у них лучше получается решать задачи на пространственное мышление, а если они дышат только левой, то на вербальное.

Женщины лучше ориентируются в пространстве, когда дышат только через левую ноздрю, а вот вербальные задачи они решают одинаково хорошо независимо от того, через какую сторону носа поступает воздух. Видимо, при работе различных ноздрей полушария головного мозга активируются в неодинаковой мере.

Это противоречит здравому смыслу, так как воздух в любом случае попадает в одну и ту же пару лёгких. Тем не менее ещё в 1930-х годах показали, что при такой технике дыхания лёгкое на той же стороне тела, что и открытая ноздря, сильнее увеличивается в объёме при вдохе.

Надо сказать, что более позднее исследование калифорнийских учёных дало несколько иные результаты.

У них получилось, что дыхание только через левую ноздрю заметно улучшает пространственное мышление правшей обоих полов, а вербальное мышление незначительно активируется у женщин, дышащих только через правую ноздрю.

Вероятно, такая разница в результатах вызвана тем, что два коллектива учёных использовали различные тесты для оценки мыслительных способностей.

Дыхание через одну ноздрю влияет не только на когнитивные способности, но и на работу сердца. В небольшом исследовании трёх человек, которые часто и неглубоко дышали через одну ноздрю по одной из техник йогов, открыли, что при использовании только правой ноздри частота сердечных сокращений повышается, а если дышать только через левую ноздрю, сердце бьётся реже.

Такая дыхательная практика в йоге называется анулома вилома пранаяма, или “техника попеременного дыхания”. На санскрите “анулома” означает “по направлению”, а “вилома” — “противоположный”. В этой пранаяме происходит чередование дыхания через ноздри на вдохе и выдохе. Применяют его не только йоги, но и, например, монахи монастыря Шаолинь.

Задержка дыхания не сделает глупцом

Хотя всем известно, что остановка дыхания на 10—15 минут необратимо нарушает работу клеток мозга, оказывается, что пятиминутное апноэ (остановка дыхательных движений) не ухудшает умственные показатели ни у тренированных пловцов, занимающихся фридайвингом — подводным плаванием на длительной задержке дыхания, ни даже у обычных людей. Это, кстати, показали в свежей работе отечественные учёные из МГУ и Института медико-биологических проблем (ИМБП).

Испытуемыми в этом исследовании стали рядовые здоровые мужчины и профессиональные фридайверы. Лёжа в кресле, они несколько раз задерживали дыхание на максимально возможное для себя время, а потом искали на листе бумаги определённые буквы и вычёркивали их.

Ни у кого из участников эксперимента способность к выполнению задания после задержки дыхания не ухудшилась. Также у испытуемых снимали электроэнцефалограмму (ЭЭГ). Выяснилось, что во время апноэ она существенно не меняется. Тем не менее ЭЭГ фридайверов в покое отличалась от таковой у обычных мужчин.

Вероятно, частые погружения и необычный режим дыхания во время них всё-таки оставляет свой отпечаток на работе мозга. Но каков он, сказать пока трудно.

Дыхание йогов на благо медицины?

Хотя дыхательные техники йоги (пранаямы) относятся скорее к альтернативной медицине, исследования о них выходят в рецензируемых научных журналах.

Например, показано, что контроль дыхания хорошо помогает абстрагироваться от повторяющихся негативных мыслей даже тем, кто только начинает заниматься йогой. В исследовании приняло участие почти 200 студенток.

Их разделили на три группы: одни практиковали медитацию, другие — расслабление мышц, третьи — “сознательное дыхание” (mindful breathing). Каждое упражнение длилось по 15 минут.

Сразу после окончания практики испытуемые заполняли опросники, где указывали, как часто во время выполнения задания к ним приходили негативные мысли и какое у них теперь настроение. Меньше всего о плохом вспоминали те девушки, которые практиковали сознательное дыхание.

Авторы другой статьи утверждают, что ещё одна техника йогов, сударшан крия (ритмическое дыхание), по своему действию имитирует стимуляцию блуждающего нерва и за счёт этого успокаивает тех, кто находится в стрессе.

По их словам, сударшан крия (в переводе с санскрита “су” — правильный, “даршан” — видение, “крия” — очищающее действие) подавляет работу симпатической нервной системы, отвечающей за реакции борьбы и бегства, и активирует парасимпатическую нервную систему, отвечающую за отдых и пищеварение.

Единственное исследование электроэнцефалограммы практикующих эту дыхательную технику цитируют во многих научных статьях о пользе сударшан крии, но найти её полный текст в англоязычном Интернете не представляется возможным, а в кратком изложении нет никаких доказательств действия техники на симпатическую и парасимпатическую части нервной системы.

На принципах пранаямы построен и метод дыхания по Константину Бутейко, разработанный советским медиком в 1960-х годах.

Его применяют главным образом для лечения астмы — естественно, параллельно с другими средствами, в том числе медикаментозными.

Сам Бутейко считал, что множество людей дышит слишком часто и глубоко, а излишний объём и скорость дыхания вызывают нарушения обмена веществ в организме.

Автор метода предполагал, что состояние здоровья пациента можно существенно улучшить, если научить его правильной технике дыхания и довести её до автоматизма. Ряд исследований подтверждает, что дыхание по Бутейко улучшает некоторые показатели больных бронхиальной астмой. Есть даже статья, где этот метод сравнивается с пранаямой.

За полгода использования метода Бутейко пациенты, описанные в этой работе, стали чуть реже пользоваться баллончиками с бронходилататорами, а вот у практиковавших пранаяму такого улучшения не последовало. При этом ни в одной группе функциональные показатели лёгких не стали ближе к норме.

Это может означать, что “пользователи” метода Бутейко были просто больше настроены на хороший исход лечения и позитивный настрой помогал им реже пользоваться баллончиками.

Осторожность не помешает

Если говорить о дыхательных техниках для лечения, можно заметить, что все они улучшают состояние отдельных пациентов, но не излечивают их до конца. Многие методы, в том числе техника Бутейко, не получили широкого признания среди профессиональных медиков.

Сударшан крия используется членами сообществ, напоминающих секты, а психотерапевтический метод под названием холотропное дыхание запрещён в ряде штатов и стран, так как при его использовании неоднократно погибали дети.

Любой способ лечения, а уж тем более такой, который не имеет однозначно доказанной эффективности, не стоит использовать без рекомендации и наблюдения врача.

Источник: https://life.ru/p/901686

Как и зачем мы дышим | Академия здоровья Ольги Бутаковой

Как и зачем мы дышим?

Как известно, человеку необходимо дышать. А всякие трудности при дыхании могут привести к крайне неблагоприятным последствиям для здоровья…

Зачем мы дышим

Дыхание — единственный способ получить необходимый для организма кислород, без которого нам никак не обойтись. Ведь если попробовать задержать дыхание, долго не дышать никак не получится. А всё потому, что организм будет настойчиво «требовать» очередную порцию кислорода.

Зачем нам кислород? Всё просто и сложно одновременно. Без кислорода невозможен обмен веществ. Наш головной мозг не сможет работать без постоянной кислородной подпитка, так как и все прочие внутренние органы.

Именно кислород участвует в расщеплению питательных веществ, способствует выделению энергии и снабжению каждой клетки организма. Дыхание еще называют газообменом, так как в организм попадает воздух, из которого забирается кислород, после этого остается углекислый газ, который необходимо вывести из организма.

Как мы дышим

Если задуматься, как мы дышим, обнаружится довольно своеобразный парадокс: дыхание — единственная функция нашего организма, которая подчиняется не только бессознательному управлению, но и может быть проконтролирована нами сознательно. В качестве примера сознательного управления дыханием могут служить различные дыхательные техники, практикуемые в йоге, например. Чтобы понять, какие органы задействованы при дыхании, рассмотрим устройство дыхательной системы.

Через ноздри воздух попадает в полость носа, здесь он нагревается и очищается от пыли и мелких частиц, взвешенных в воздухе. Очищенный и нагретый в носовой полости воздух попадает в гортань.

Она представляет собой полость, по обеим сторонам которой находятся ые связки. Трахея берет начало у нижней части полости гортани и представляет собой трубку, состоящую из хряща и мягкой ткани.

В нижней части трахея разделяется на две трубки — бронхи.

Дальше — лёгкие. Они располагаются в грудной полости по обе стороны от сердца. Легкие и сердце защищены грудной клеткой (рёбрами и грудиной).

Под лёгкими располагается диафрагма — куполообразная мышечная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной.

Чтобы мы могли вдыхать, необходимо увеличить объем грудной клетки, для этого существуют так называемые дыхательные мышцы, расположенные между рёбрами.

Диафрагма опускается вниз, межреберные мышцы раздвигают ребра и воздух начинает поступать в дыхательную систему. При выдохе диафрагма поднимается вверх, ребра возвращаются в исходное положение и прижимают легкие, соответственно, воздух выталкивается.

По форме легкие напоминают конус, основание которого направлено вниз. Каждое легкое покрыто специальным «мешком» — плеврой. Она состоит из двух слоев, между которыми содержится небольшое количество жидкости. Внешний слой плевры прилегает к поверхности грудной клетки и диафрагме, а внутренний слой непосредственно к легким. Плевра защищает легкие и помогает дыхательным движениям.

Как устроены легкие

Бронхи являются основой лёгких. Они разветвляются подобно дереву и составляют своеобразный «скелет» для мягких тканей легкого. Из-за своей формы и внешнего вида ответвления бронхов ещё называют «бронхиальным деревом».

Правое и левое легкое несколько отличаются по строению. Принято делить каждое легкое на доли. Правое состоит из трех долей, а левое из двух. Доли, в свою очередь, делятся на более мелкие дольки. Каждая из них не больше 25 миллиметров в длину и 15 миллиметров в ширину, по форме они напоминают пирамиду. В вершину пирамиды входит бронх, а внутри он делится на 18-20 бронхиол.

Стенки бронхиол состоят из маленьких мешочков – альвеол. Состоят они из соединительной ткани и волокон, способных растягиваться и сжиматься. В каждом легком взрослого человека насчитывается до 400 миллионов альвеол.

Вдыхаемый воздух, пройдя воздухоносные пути, бронхи и бронхиолы, попадает в альвеолы. Там кислород попадает в кровь капилляров через стенки альвеол.

Таким же образом углекислый газ возвращается в легкие и выводится из них при выдохе.

Интересные факты о дыхании

Если «раскатать» лёгкие, которые размером всего лишь с человеческую ладонь, они займут площадь ковра для борьбы дзюдо — примерно 200 кв.м., а объём лёгких — 5 литров. Вот только используется он далеко не полностью. Для дыхания нам достаточно 0,5 литра, 1,5 литра — это остаточный объем воздуха, а 3 литра образуют резервный объем воздуха.

В разном возрасты мы дышим по-разному: чем старше мы становимся, тем реже мы дышим. Подсчитано, что новорожденный вдыхает-выдыхает 35 раз в минуту, ребенок — 25 раз, подросток — 20 раз, а взрослому достаточно вдохнуть-выдохнуть 15 раз в минуту. Путём несложных арифметических расчётов мы получим средний дыхательный цикл на протяжении нашей жизни — 18 раз в минуту.

Мы делаем 1000 вдохов в час, 26 000 — за сутки, 9 миллионов — за один год. Мужчины и женщины делают неодинаковое количество вдохов-выдохов: мужчина — 670 миллионов, а женщина — 746 миллионов.

Объем воздуха, который жизненно необходим за одну минуту — 8,5 литров, 500 литров в час, 12 000 литров в сутки, 4 миллиона литров в год.

В течение жизни мужчина вдыхает 317 миллионов литров воздуха, а женщина — 352 миллиона литров.

За своими лёгкими, так же как и за всем организмом, нужно следить. Так что даже «лёгкий» кашель нельзя пускать на самотёк: последствия могут быть непредсказуемыми. Есть сомнения в благополучии дыхательной системы — сходите к врачу и регулярно делайте флюорографию, это поможет предупредить некоторые заболевания.

Источник: https://butakova.info/kak-i-zachem-my-dyshim/

Как мы дышим

Как и зачем мы дышим?

Мы уже не сомневаемся, что мир, окружающий нас, живой. Он наполнен жизненной силой, которая находится не в статике: она в движении, так как мир дышит! И благодаря движению жизненной силы существуем мы и всё, что окружает нас: моря, реки, горы, леса, весь растительный мир и многообразье животного.

Человеку, чтобы быть здоровым и сильным, также нужно, чтобы жизненная сила находилась в нём в постоянном движении. А главный двигатель жизненной силы, конечно же, дыхание.

Кажется, как всё просто: дыши себе,  как получится, и будешь здоров!

Не тут-то было! Оказывается, мы давно разучились дышать, а виноваты, как ни странно, эволюция и технический прогресс.

Мы так редко бываем наедине с природой, дышим свежим, не загрязнённым воздухом. Наши лёгкие давно не работают в полную силу, так как научились защищаться от токсичных выбросов производства. И дыхание перестало быть двигателем жизненной силы. Оно больше не энергетическое, не запускает живительные силы нашего организма. Потому что мы разучились правильно дышать.

Попробуйте забыть, что уже с рождения живёте на Земле. Представьте, что впервые очутились на прекрасной неизвестной планете, прилетев из далёкой галактики. Представили?

Посмотрите, какая величественная природа! В ней нет бушующих страстей, злости, ненависти и агрессии. Даже во время стихийных катаклизмов, когда извергаются вулканы, выворачиваются с корнем деревья, мир нашей планеты спокоен. Да, он постоянно в движении, но не испытывает эмоций, которые терзают человека. Природа не знает, что такое злость и обида.

А теперь сравните с собой. Как же мы не похожи на окружающий мир!

Мы переполнены всевозможными эмоциями, внутри кипят страсти, страхи, волнения, злость. Но мы научились их скрывать от других: нельзя чтобы кто-нибудь догадался о моих страхах – я само спокойствие. Притом, что нас переполняют эмоции, энергия застыла!

Чувствуете разницу? Природа  совершенно спокойна, при постоянной энергетической активности, а человек, при всех переполняемых его эмоциях, лишен движения энергии.

Вывод? В нашем организме существуют барьеры, которые мы же и создаём, и они препятствуют движению жизненной силы, мешают ей циркулировать.

Почему же это происходит? Да очень просто! Мы разучились дышать. И пожинаем многообразье болезней, так как дыхание больше не энергетическое.

Поэтому, чтобы жизненная сила постоянно была в движении и уничтожала барьеры и застои на своём пути, нужно вновь научиться дышать. А правильное дыхание вымоет весь негатив, вместе с ненужными эмоциями.

Как и все остальные процессы, происходящие в организме, необходимые для функционирования (или другими словами – для жизни), дыхание происходит автоматически. Нам не приходится приказывать себе: Вдохни! Выдохни! Точно также автоматизированы и привычки, выработанные человечеством за века, дышать неправильно, поверхностно.

Как же происходит дыхание?

Посмотрите, каким совершенным механизмом дыхания одарила нас природа! Но мы оказались на месте первоклассника, допущенного к управлению самолётом: нет необходимых знаний и даже элементарной инструкции, как этим механизмом пользоваться. А ведь над его созданием поработали лучшие инженеры Вселенной!

Всё начинается с носа, через который воздух проходит в горло, гортань трахею, постепенно очищаясь и согреваясь, и попадает в бронхи. Бронхов у нас пара – левый и правый, и соединены они бронхиолами, состоящими их огромного количества трубочек, по которым воздух, пройдя довольно длинный путь, попадает в лёгкие.

Но для дыхания не нужно старательно втягивать воздух носом! Представьте, что это было бы за ужасающее зрелище: громко сопящие насосы, втягивающие и выталкивающие воздух…

Нет, вселенские инженеры придумали простой в своей гениальности механизм, подчиняющийся законам физики. Если каким-то образом расширить лёгкие, то внутри них образуется вакуум, и в него сразу же устремится по дыхательным путям воздух.

Но как заставить лёгкие расшириться?

Они не состоят из мышечной ткани, а значит, не могут сжиматься и расширяться самостоятельно, но их может заставить расшириться грудная клетка. Но и грудная клетка не двигается по собственному желанию, её нужно «заставить» это сделать. А это под силу замечательной мышце, выполняющей функцию перегородки между брюшной и грудной полостями – диафрагме.

Способность мышцы сокращаться и растягиваться известна всем: именно ей мы обязаны умением ходить, двигаться, разговаривать, жевать… Ну перечислять все блага, которые нам дают мышцы не буду.

Работа диафрагмы оочень похожа на кузнечные меха. (Я думаю, в интернете можно найти  соответствующее видео и мехов в кузнице, и у стеклодувов). Расширяясь, диафрагма расширяет грудную клетку, а она уже растягивает лёгкие. Внутри лёгких образуется вакуум, который сразу же заполняется наружным воздухом. Мы вдохнули!

Но, как всякая мышца, после расширения диафрагма начинает сокращаться, сжимая грудную клетку. Лёгкие также сжимаются, вслед за грудной клеткой, и выталкивают воздух, который перестал умещаться, наружу. Мы выдохнули!

Но человек постарался всё испортить.

Для этого использовалось всё: и тесная одежда (вспомните корсеты, которыми стягивали рёбра, чтобы сделать тонкую талию), и воздух, испорченный производством, и такие эмоции как страх, злость, гнев, мешающие полноценному дыханию. Диафрагма перестала выполнять свою обязанность, недостаточно растягивается и мы не получаем нужного для полноценной жизни количества воздуха.

Если вся дыхательная система работает дружно, то вдыхаемый воздух заполняет лёгкие до самых верхних кончиков, а выдыхая – начинает вытеснять его тоже с самого верха. Получается, что воздух в лёгких постоянно движется.

Но если диафрагма выключена из работы, нет того «насоса», который наполнит лёгкие до краёв, и верхушки остаются пустыми, кислород в них не поступает. Нет движения кислорода – образуется застой энергии. А застой – это то же болото.

А в болоте, как известно, гниль и плесень – для человека, это различные болезни.

Кроме этого застоя, такое неполное дыхание не доставляет в лёгкие необходимого для организма количества кислорода. Значит, и все остальные органы не дополучают нужную им энергию и в них также образуются застои, которые обязательно приведут к болезням.

Вот оказывается, что может натворить неправильное, неполное дыхание со здоровьем.

Замечательные слова о дыхании найдены в  древнем санскритском тексте:

Жизнь — это промежуток между одним дыханием и другим, тот, кто вполсилы дышит, тот вполсилы живёт,  но тот, кто овладел искусством дыхания, получил контроль над всей деятельностью своего существа.

Вполне возможно самостоятельно определить, что именно мешает нашему дыханию быть правильным. Для этого нужно проанализировать «всего» 4 пункта.

Первый –  полнота работы легких.  Чем меньше объём вдыхаемого воздуха, тем меньше кислорода достаётся каждому отдельному органу.

Второй – частота дыхания. Посчитайте количество вдохов, сделанных за одну минуту. Если получится более 8-12, лёгкие не наполнятся полностью, так как это возможно только при медленном, спокойном, плавном дыхании.

Обычно, дыхание учащается при нехватке воздуха и является следствием неполного дыхания.  Но частота не заменяет глубину наполнения, дыхание остаётся поверхностным. А вот вред дыхательной системе наносится значительный.

Существует мнение, что человеку отпущено определенное количество вдохов, и от того, с какой частотой вы дышите – зависит, как долго вы проживете, за какой срок используете все свое дыхание.

Третий – активная работа дуэта диафрагмы и грудной клетки и спокойные расслабленные плечи и грудь, не задействованные в процессе дыхания.

Попробуйте провести маленькое обследование.  

  • Если положить ладони на плечи у основания шеи и понаблюдать во время дыхания, можно почувствовать – поднимаются ли они в такт дыханию вверх и вниз.
  • Затем переместите ладони на грудную клетку в районе легких и  обратите внимание, насколько заметно вздымается при вдохе у вас грудь.
  • И следующий этап – положите ладони на область живота  и определите, приходит ли он в движение, выпирая при вдохе и втягиваясь при выдохе.

При естественном дыхании активно работает диафрагма, поэтому живот будет выпячиваться и втягиваться в темпе вдохов и выдохов. Плечи совершенно не реагируют на процесс дыхания, т.к. грудная клетка растягивается диафрагмой, а не тянется ключицами.

Всего-то и нужно – направить внимание на диафрагму и попросить её опуститься (расшириться). Воздух легко, без ваших усилий, автоматически начнёт заполнять всю дыхательную систему.

И, наконец, четвёртый пункт.  Нужно научиться дышать носом, а не использовать его как насос. Воздух сам заполняет дыхательную систему, проходя по двум путям до самых краёв лёгких, в этом случае дыхание будет лёгким и бесшумным. И этому способствует только работа диафрагмы.

Какой же вывод нужно сделать?

Для того чтобы дыхание было полноценным, нужно взять его процесс под контроль. А вернув себе умение дышать, мы получим контроль и над своей жизненной энергией, и над своими эмоциями, и над своим здоровьем.

Источник: https://yazivu.ru/kak-myi-dyishim

ОкругДоктора
Добавить комментарий