Чем отличается ЗПР и умственная отсталость

➤ Таблица дифференциальной диагностики ЗПР и олигофрении

Чем отличается ЗПР и умственная отсталость

Психологические и интеллектуальные особенности в развитии обычно диагностируются в раннем дошкольном или школьном возрасте, когда признаки отклонения становятся максимально выраженными. Олигофрения и ЗПР обладают схожими чертами, а от правильности постановки диагноза будет зависеть дальнейшее лечение и коррекция.

В чем разница между зпр и олигофренией?

Олигофрения — общее постоянное умственное недоразвитие, вызванное органическим повреждением головного мозга в утробный и постнатальный периоды. Проявляется в снижении интеллекта, эмоциональных, волевых, речевых и двигательных расстройствах.

Олигофрения — это полиэтиологическое заболевание, которое может развиться в результате генетических нарушений, травмы головного мозга.

Ребенок с признаками олигофрении

Статья в тему: Какое отличие детей с ЗПР от УО?

В медицине различают три степени развития олигофрении:

  • имбецильность;
  • идиотия;
  • дебильность.

Все эти степени обладают 4 ступенями тяжести:

Степень тяжестиУровень IQ, баллы
Легкая50-59
Умеренная35 -34
Тяжелая20-34
Глубокаяне достигает и 20

ЗПР сопровождается нарушением темпов психического развития, которое возникает по причине социального или биологического воздействия. Детям с данным диагнозом намного сложнее даются навыки общения со сверстниками, навыки воображения, восприятия окружающего мира, самообслуживания, они сложно включаются в школьную деятельность.

ЗПРОлигофрения (УО)
Обратимое состояниеНеобратимое нарушение
ПарциальностьТотальность
Развитие мозаичное (скачками)Развитие иерархическое – диффузное повреждение коры ГМ (головного мозга)
Высокий уровень познавательных возможностей – детям свойственно развитие навыков абстрагирования, отвлечения, синтеза, анализа, сравнения, обобщенияНизкий уровень познавательных возможностей, который в большинстве случаев не поддается коррекцииОтсутствие навыка установления связей причина-следствие и обобщения информации
Поддается коррекции, для развития разных форм мыслительной деятельности характерна скачкообразная динамикаВ большинстве случаев коррекция мыслительной деятельности не сопровождается успехом
Страдают предпосылки на интеллектуальную деятельность: фонематический слух, зрительно-двигательная координация, восприятие, вниманиеСтрадают функции мышления
Игровая деятельность способствует к развитиюИгровая деятельность может послужить поводом для отказа выполнения занятия, особенно если задание по уровню сложности находится за пределами возможностей ребенка
Дети интересуются предметно-манипулятивной деятельностью, при правильно поставленной цели можно достигнуть хороших результатов в коррекцииПолное безразличие к игровой и предметно-манипулятивной деятельности
Проявляют яркие эмоции, могут сосредоточиться на выполнении заданияСлабо развитая эмоциональная сфера, дети часто отвлекаются при выполнении заданий
Овладевают навыками изобразительного искусстваБез обучения не проявляют интерес к рисованию, редко проявляются штампы: простые домики, произвольное черкание, хаотичное изображение букв или цифр
Отсутствие диспластичности в соматическом облике ребенкаПроявляется диспластичность
Нет грубых проявлений в неврологическом статусеНаблюдается часто гипотрофия некоторых частей языка, асимметрия лица, венозная сеточка на переносице или висках

Таблица: «Дифференциальная диагностика ЗПР и олигофрении»

В большинстве случаев при подозрении на ЗПР родители начинают обращаться к специалистам, когда детям исполняется 7-9 лет. Именно в этот промежуток времени ярко проявляются симптомы недуга.

КатегорияПризнак при ЗПР
Синдром психического инфантилизмаПодавленные навыки познавательной деятельностиПреобладает интерес к игровой деятельностиДурашливость, необъяснимая веселость или конфликтность, вспыльчивостьПроявление отрицательной реакции на выполнение упражнений и задач, в которых требуется проявить умственные возможностиОтрицание любых правил
Церебрастенический синдромНепереносимость к духоте, вспышкам яркого света, шумуБыстрая утомляемостьСкачкообразные успехи в учёбеПодавленные навыки памяти, концентрации вниманияПсихическая медлительностьКапризность, сонливость
Энцефалопатические расстройстваЗаторможенность, безразличие к окружающему миру, вялостьСудорогиЭмоциональная агрессияЭнурез, нарушение сна, заикание, тики, страхи
ИнтеллектМоторика рук развита слабоГрафо-моторная координация отсутствуетНарушено зрительно-пространственное восприятиеОтсутствие навыка составлять звукобуквенный анализОграниченный словарный запасСложности со слухоречевой, слуховой, зрительной памятьюСложности в пространственной ориентации, а также с распределением и концентрацией внимания

ЗПР отличается от олигофрении характером нарушений, у ребенка наблюдается мозаичность, а не тотальность нарушений работы мозга, как результат, одни функции сохраняются, а некоторые отстают в развитии. При ЗПР наблюдается несоответствие потенциальных способностей к познанию информации и реальных достижений.

//www.youtube.com/watch?v=pZ6eassRgDk

Дети с диагнозом ЗПР

При диагностике важными признаками, которые отличают ЗПР от олигофрении будут:

  • способность переносить освоенный навык на схожие задания;
  • ознакомление, усвоение и закрепление на практике интеллектуальных операций;
  • способность принимать помощь от посторонних и стремление к развитию.

В работе со стороны специалиста могут быть предложены следующие разновидности коррекционной помощи:

  • усвоение определенных навыков и знаний с уменьшенным темпом;
  • занятия направлены в большей степени на усиление речевого контроля и организации всех видов внимания;
  • мотивация к обучению и использование в работе игровых моментов.

При диагностике ЗПР прогнозы более радужные, чем при диагнозе «олигофрения», так как при правильном подходе и выборе коррекционной деятельности можно получить положительные результаты в развитии. Важно, чтобы в процессе участвовали:

  • социальные педагоги;
  • невропатологи;
  • детские психологи;
  • педагоги по развитию игровой деятельности;
  • родители (благоприятный климат дома – это залог успеха).

Совет: длительность одного вида занятий — не более 10-15 минут, так как дети становятся менее заинтересованными и рассеянными.

Что же касается олигофрении, то можно только стабилизировать ребенка и освоить с ним основные и самые простые навыки самообслуживания (успех в первую очередь будет зависеть от степени заболевания и своевременной диагностики). Работа должна быть комплексная и постоянная, так как такие дети склонны к выполнению циклических движений, которые в большинстве случаев стимулируют «откаты».

Совет: никогда не навязывайте задания, необходимо организовать досуг ребенка так, чтобы он как бы сам проявил интерес.

Диагностикой заболеваний занимаются комплексно логопед, психолог и невропатолог.  Вердикт оглашается на основании многочисленных тестов, длительном наблюдении и   медицинских исследований (МРТ, КТ, Доплер, электроэнцефалографию и т.д.).

Статья в тему: Как снять ЗПР перед школой — практические советы

Олигофрения и ЗПР: отзывы

В таблице собрали несколько популярных суждений, которые взяты из форумов://defectolog.ru/forum/108/?theme=2046,//www.woman.ru/health/medley7/thread/4265007/,//www.otrok.ru/forum/viewtopic.php4?t=2937,//www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/177069/.

ПоложительныеОтрицательные
Первое, что важно сделать – это реально подобрать высококлассного специалиста, который не просто по первым признакам поставит диагноз и начнет пичкать вашего ребенка таблетками, а будет сопоставлять целый ряд факторов. Это очень важно, ведь ЗПР от олигофрении тяжело отличить.Вот, например, сыну в 7 лет поставили именно умственную отсталость, понарассказывали мне страшилок, что все, полноценного человека не вырастет, и что можно совершенно ничего не предпринимать, нужно принять ситуацию как она есть.А нееет, я так не могла, начала перебирать врачей, и попала на специалиста с большой буквы, который сказал, что у нас ЗПР и расписал целый комплекс занятий и дал направление в коррекционный центр. И да, у нас начало много получаться и стремительно быстро. Так что, девочки, ищите правильного врача! (Марго)Для того чтобы правильно поставить диагноз, нужны компетентные врачи, которых в нашей стране к сожалению, я еще не встретила. Мы начали бить в колокола, когда дочери был год, ну не может ребенок в таком возрасте лежать и ничем не интересоваться и даже не пытаться ползать, садится, я уже молчу о ходьбе и элементарной речи.Но на все мои рассказы и подозрения все врачи в один голос говорили «мамаша, не делайте из своего ребенка инвалида, это его особенности развития и не более, тем более ребенок у вас после кесарево, так бывает». Так мы обивали пороги клиник на протяжении двух лет, время шло, и ничего не менялось!Пока муж не нашёл выход на клинику в Германии, где нам и поставили диагноз «олигофрения» и сказали, что мы потеряли очень много драгоценного времени! Вот как нашим докторам после этого верить!? (Анна)
Правильно везде пишут, ЗПР – это состояние, которое поддается коррекции, правда скорость восстановления будет напрямую зависеть от уровня сложности заболевания, возраста ребенка, и настойчивости в работе. Нельзя останавливаться, никто не говорит, что будет легко, но результаты вас обязательно порадуют. (Лиза)ЗПР и олигофрения — это сложные заболевания, лечить которые необходимо в специализированных центрах и ни при каких условиях не допускать их к обычных школам, так как эти дети с психическими отклонениями, и мало того, что не знаешь, чего от них ожидать, так еще и в школах нет специалистов, которые знали бы что с такими детками делать! (Мария)
Очень страшно слышать оба эти диагноза, но отчаиваться не стоит, в нашей стране очень много центров, которые занимаются профессионально развитием особенных деток.Мы вот в 3 годика услышали диагноз «олигофрения тяжелой степени», и мы за 3 года сумели добиться того, что наша дочурка самостоятельно кушает, интересуется книгами, складывает пирамидки, кубики, говорит 27 слов и даже есть словосочетания.Пусть для некоторых это маленькие достижения, а для нас это сравнительно с подъемом на Эверест. Не опускайте руки, и не вешайте на своих крох ярлыки. Важно окружить их любовью, лаской и заботой. (Оля)
Мы уже год занимаемся с психологом и логопедом и после первоначального диагноза «олигофрения» нам уже поставили «ЗПР». И в других случаях, я, наверное, бы возмущалась о некомпетентности врачей и неправильном диагнозе, а в данном случае я счастлива, ведь это показатель того, что шансы есть на выздоровление и немалые. (Полина)

Вывод

Олигофрения (умственная отсталость) и задержка психического развития – это схожие по определенным показателям заболевания, но с серьезными отличиями. Для определения точного диагноза рекомендуется пройти полное медицинское обследование (МРТ, КТ и т.д.), рассказать доктору о генетической предрасположенности родителей, о сложностях при беременностях и родах, провести ряд тестов.

Не доверяйте диагнозу одного врача, перепроверьте его у нескольких и сопоставьте результаты, ведь лечение и методы коррекции при двух рассмотренных отклонениях существенно отличаются.

— обзор заболевания подобных олигофрении

Источник: //autizmy-net.ru/kak-otlichit-zpr-ot-oligofrenii/

Отличия умственной отсталости от аутизма и зпр, задержки развития – Стоп Невроз

Чем отличается ЗПР и умственная отсталость

24.05.2019

Данный справочно-информационный материал не является рекламой, не преследует целей продвижения товара, работ, услуг или иного объекта на рынке.

: 15 ноября 2018 в 10:00

Если малыш особенный, резко отличается от сверстников: поведением, выражением эмоций, отношениями с окружающими, способностью к обучению и т.

д, что с ним происходит? Как отличить, аутизм это, или ЗПР (задержка психического развития), или умственная отсталость? Эти вопросы очень волнуют родителей «проблемных» детей. Ведь бывает, что признаки ЗПР присущи ребенку-аутисту. А у малыша с умственной отсталостью могут обнаружиться черты аутиста.

На самом деле все эти отклонения различны и требуют разного подхода со стороны родителей и педагогов.

Ребенок-аутист

Аутизмом называют расстройство развития, при котором у ребенка нарушается связь с внешним миром. Он существует в своем мирке и не желает выходить за его пределы.

Проявляется это расстройство уже в возрасте 2 лет, но диагноз подтверждается позднее – в 3–5 лет.

Как правило, такие дети физически здоровы.

Основные признаки ребенка-аутиста:

  • нарушение социального взаимодействия – ребенок не смотрит в глаза, не отвечает на обращение к нему, у него отсутствуют эмоциональные реакции на действия других людей;
  • стереотипы в поведении – у ребенка имеются свои ритуалы, которые он неукоснительно выполняет, он может часами повторять какие-либо действия или движения;
  • нежелание общения – ребенку-аутисту не нужны друзья, он сторонится людей, он всецело замкнут на самого себя.

Ребенок с ЗПР

Задержка психического развития проявляется в том, что у ребенка мышление, память, речь, внимание, эмоции, регулирование поведения, психомоторика отстают по темпам развития от того, что принято за норму.

Дети с ЗПР позже начинают говорить, испытывают трудности с приобретением простейших навыков (одевание, пользование ложкой). Они могут быть апатичными и вялыми, а могут – гиперактивными и агрессивными. Такие дети нелюдимы и сторонятся сверстников.

Врачи считают, что ЗПР – явление временное и к 10–13 годам в результате соответствующей коррекции оно проходит.

Умственная отсталость (олигофрения)

Это патология, которая выражается в остановке развития интеллекта. Причиной этого состояния являются нарушения в развитии головного мозга и центральной нервной системы.

При олигофрении человек совершенно не способен к абстрактному мышлению. Но эмоции полностью сохраняются, правда, они более бедные и менее сложные, чем у здорового человека.

Умственная отсталость либо бывает врожденной, либо развивается в раннем (до 3 лет) возрасте. Но диагноз ребенку ставится только после окончания начальной школы, если, конечно, патология не выражена слишком явно.

Умственная отсталость – состояние стабильное. Она и не прогрессирует, и не корректируется.

Чем отличается аутизм от ЗПР

Четко разграничить признаки этих двух состояний не всегда возможно. Дело в том, что у аутиста могут присутствовать признаки задержки психического развития: трудности с учебой, например. В свою очередь, малыш с ЗПР может вести себя как аутист, избегая общения, предпочитая проводить время в одиночестве.

Но отличие аутизма от ЗПР все-таки имеется. Так, у ребенка с задержкой развития наблюдаются трудности с речью, у аутиста же таких проблем может не быть. Он просто не желает говорить. Более того, аутисты могут даже обгонять своих ровесников по овладению речевыми навыками. Но говорят они лишь о том, что им интересно, обращаясь к самим себе.

Аутист не хочет общаться, ему это просто не требуется и он ничуть не страдает от одиночества. Ребенок с ЗПР и рад бы играть и со сверстниками, но он просто не умеет завязать общение.

Приверженность определенным ритуалам и паника при любом нововведении характерны только для аутистов.

Аутисты остаются эмоционально безразличными к членам семьи, тогда как ребенок с ЗПР ищет ласки и одобрения родителей.

Обычно ребенок с ЗПР, если с ним планомерно заниматься, догоняет своих сверстников и в дальнейшем уже не отличается от них. От аутизма избавиться полностью нельзя, можно лишь научить ребенка лучше адаптироваться в окружающем мире.

Чем отличается аутизм от умственной отсталости

Умственная отсталость характеризуется стабильно сниженным интеллектом. У части детей-аутистов тоже наблюдается данное отклонение. Дети-олигофрены иногда подвержены стереотипным действиям, как и аутисты. Как же отличить аутизм от умственной отсталости?

Надо сказать, что при легкой форме аутизма умственно ребенок развивается нормально и может даже превосходить ровесников по интеллекту. При этом для аутистов характерна избирательность умственного развития. Так, они могут прекрасно усваивать отдельные предметы, например музыку или математику, но полностью не успевать по прочим дисциплинам.

Если же ребенок-аутист страдает умственной отсталостью, то при одном и том же уровне интеллектуального развития аутист окажется более сообразительным в отдельных предметах, нежели олигофрен. Правда, он гораздо хуже оказывается приспособлен к жизни.

Самое же характерное отличие ребенка-олигофрена от аутиста в том, что последний не идет на эмоциональный контакт.

Ребенок-аутист отгораживается от большого мира, замыкаясь в своем собственном, и таков его выбор. В этом его главное отличие от детей с ЗПР и с умственной отсталостью.

Источник:

Отличия детей с ЗПР от умственной отсталости

  • Для нарушения познавательной деятельности при ЗПР характерна порциальность, многозначность в развитии всех компонентов психической деятельности ребенка. Для УО характерно диффузное, размытое повреждение коры головного мозга.
  • В сравнении с УО детьми у детей с ЗПР гораздо выше потенциал возможности развития их познавательной деятельности, в особенности высших форм: мышления, общения, сравнения, анализа и синтеза.
  • В отличие от УО, при которой страдают мыслительные функции, при ЗПР страдают предпосылки интеллектуальной деятельности: внимание, речь, фонематический слух.
  • Для развития всех форм мыслительной деятельности детей с ЗПР характерна скачкообразность ее динамики (Н.: внимание у детей ЗПР скачкообразно повышается к 3-му классу)
  • При обследовании детей с ЗПР в комфортных для них условиях и в процессе целенаправленного воспитания и обучения выяснено, что дети способны сотрудничать со взрослыми, что не наблюдается у детей УО. Дети ЗПР легко принимают помощь продвинутого сверстника.
  • Игровое предъявление задания повышает продуктивность деятельности детей с ЗПР в то время, как УО оно может служить поводом для непроизвольного соскальзывания внимания ребенка с выполнения задания, чаще, если задание на пределе возможности ребенка.
  • Игровая деятельность для детей ЗПР в отличии от УО носит более эмоциональный характер. Мотивы определены целями деятельности, но содержание не развернуто, в ней (игре) отсутствует собственный замысел, воображение, умение представлять ситуацию в умственном плане. В отличие от нормального сверстника не переходят на уровень сюжетно-ролевой игры без специального обучения, а застревают на уровне сюжетной, когда дети УО застревают на предметной игровой деятельности.
  • Для детей с ЗПР характерно больше ярких эмоций, которые позволяют сосредоточиться на выполнении задания, чем больше ребенок заинтересован заданием, тем выше результат.
  • Большинство детей с ЗПР с дошкольного возраста достаточно владеют изобразительной деятельностью. УО без специального обучения изобразительной деятельности не возникает. Такой ребенок остается на уровне черкания (кривые домики, головоногие человечки, буквы и цифры хаотично разбросаны по бумаге)

Отличие ЗПР от педагогической запущенности.

Педагогическая запущенность – устойчивое отклонение в сознании и поведении детей обусловлено отрицательным влиянием среды и недостатками воспитания (трудные дети).

У таких детей и детей ЗПР наблюдается внешнее сходство отклонений в поведении и социальном отношении: конфликтность, нарушение правил поведения, отказ или уклон от требований, лживость, необязательность. Причины возникновения отклонений педагогически запущенных детей разные.

Поведение – результат стойкого отклонения в нравственно-правовом сознании. Данного ребенка можно назвать оппозиционером по убеждению (деяния совершают сознательно). Причины отклонения поведения детей ЗПР являются слабые адаптационные механизмы личности.

Несбалансированность процессов возбуждения и торможения. Для этого ребенка конфликт, отказ, ложь – наиболее простой способ взаимодействия со средой и в то же время способ самосохранения, самозащиты от отрицательных воздействий извне.

Особенности развития познавательных процессов у детей с ЗПР (Познавательные процессы: речь, восприятие, память, мышление, внимание и т.д.)

Внимание:

При ЗПР наблюдается недостаток внимания. Дети на уроках рассеяны, не могут работать более 10-15 мин. Это вызывает реакцию раздражения, нежелания работать. У детей с ЗПР ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации, даже если повествование будет интересным, захватывающим. Дети теряют нить повествования или вопроса при малейшем раздражителе (стук в дверь).

Выделяют особенности внимания у детей с ЗПР: неустойчивость, снижен объем, концентрация, избирательность, распределение. Уровень распределения внимания скачкообразно повышается к 3-му классу. У одной группы детей максимум внимания, работоспособность обнаруживается в начале выполнения задания, затем эти показатели неуклонно снижаются.

У других максимальная концентрация внимания настает лишь после некоторого периода деятельности. У третьих наблюдается периодическое колебание внимания и отсюда неравномерная работоспособность на протяжении всего выполнения задания. Различные виды внимания влияют по-разному на усвоение учебных предметов. На математике важен объем внимания.

Русский язык связан с точностью распределения внимания, чтение с устойчивостью внимания. Приемы развития внимания – это различные диктанты, редактирование текста, исправление ошибок, корректурные задания, чтение текста и постукивание по столу (что прочитал? сколько раз стукнул?), чтение и зачеркивание букв.

При проведении упражнений нужно дать четкую инструкцию, не использовать сложные предложения, включать игровые моменты, яркую наглядность, обязательный этап работы на уроке это организация самопланирования, самопроверки, а также озвучивание учеником своей деятельности.

Для ЗПР характерна недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире, что сказывается на развитии восприятия. Нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность (затруднено узнавание предмета в непривычном ракурсе, не всегда узнают и смешивают сходные по начертанию буквы и элементы букв), страдает целостность восприятия.

Дети с ЗПР испытывают трудности при вычленении отдельных элементов из объекта, которое воспринимают как единое целое, затрудняются достроить, угадать объект по какой-либо его части. Значительное замедление процесса переработки поступающей информации, чем у обычного ребенка. Различия становятся более заметны по мере усложнения объекта, условий.

У детей нарушены не только отдельные свойства восприятия, но и восприятие как деятельность. Для них свойственна пассивность восприятия (подмена более сложной задачи простой), наблюдаются затруднения в ориентировке в пространстве, это, в свою очередь, отрицательно сказывается на графическом навыке, изображении фигуры человека.

Память:

Снижена продуктивность запоминания (на 2 года ниже, чем у сверстников), неустойчивость, большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной, заметное преобладание наглядной памяти над словесной, низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, неумение организовать свою работу по заучиванию, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании, неумение использовать приемы запоминания, нарушение кратковременной памяти, повышенная тормозимость под воздействием помех, быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания. Необходима помощь психолога. Виды упражнений: воспроизводимость понятий (графическое изображение), воспроизвести рисунок по словесному образцу и др. При организации обучения детей с ослабленной памятью необходимо учитывать следующие направления: опора на зрительную или слуховую память, смысловое запоминание на основе выделения главного, визуализация на основе ярких и несложных таблиц, схем, многократное повторение материала и распределение его на части. Рациональный объем запоминаемой информации. Эмоциональное богатство передаваемого материала.

Источник: //stopnevroz.ru/prichiny/otlichiya-umstvennoj-otstalosti-ot-autizma-i-zpr-zaderzhki-razvitiya.html

Статьи

Чем отличается ЗПР и умственная отсталость

Несмотря на то, что каждый ребенок уникален и развивается так, как определено состоянием его организма, существуют примерные временные рамки. В течение конкретного периода младенец должен начать демонстрировать хватательные рефлексы, первые улыбнуться матери, перевернуться со спинки на живот и обратно.

Отставание развития малыша от большинства его сверстников заметно практически сразу – в течение первого года жизни (как правило, это происходит уже в первые полгода) у родителей могут появиться первые подозрения.

Крайне значимо как можно раньше обратиться за квалифицированной помощью, чтобы специалист смог определить точные причины подобного поведения ребенка, установить точный диагноз и принять все необходимые меры, дабы исправить положение.

Что являет собой умственная отсталость?

Умственная отсталость представляет собой недоразвитость интеллекта, зачастую сопровождаемое недостаточно развитой эмоциональной и волевой сферами.

В большинстве случаев она спровоцирована рядом отклонений от нормы, появившихся еще в период беременности, а также серьезными генетическими заболеваниями вроде синдрома Дауна или Ретта. Второе название данного недуга – олигофрения.

Задержка психического развития

В свою очередь, задержка психического развития – это изменение скорости индивидуального психического и эмоционального развития ребенка в сторону его замедления. Вследствие недуга могут обнаружиться признаки рассеянного внимания, отсутствия контроля за собственной деятельностью, социальная незрелость.

В большинстве случаев, при должном медицинском контроле и усиленном старании родителей, данное заболевание со временем преодолевается.

Чем отличается ЗПР от УО

  • Главное отличие ЗПР от УО – это способность первого к обратимости, в то время как от олигофрении вылечиться невозможно.
  • ЗПР характеризуется частичными проявлениями, то есть отклонения от нормы у ребенка отмечаются не во всех областях, а лишь в некоторых аспектах его жизнедеятельности. Проявления УО тотальны, и отличие малыша от его сверстников наблюдается практически во всем.
  • Дети, которым поставлен диагноз «задержка психического развития», демонстрируют новые навыки скачкообразно. В результате необратимого повреждения коры головного мозга представители УО отличаются иерархическим развитием.

Отличия, демонстрируемые в процессе обучения

Отличия между двумя диагнозами заключаются и в области познавательных способностей. Так, дети с ЗПР при должном внимании со стороны родителей могут показывать довольно стремительное развитие возможностей абстрагироваться от той или иной ситуации, самостоятельно анализировать что-либо, сравнивать объекты, обрабатывать информацию, обобщать.

Дети с диагнозом «умственная отсталость» обладают пониженными способностями к познанию, которые практически невозможно улучшить. У них не имеется навыка к установке причинно-следственных связей, они не могут проводить сравнения или обобщать имеющиеся факты.

ЗПР и умственная отсталость (отличия, таблица)

ЗПР Умственная отсталость
Скорость и уровень мышления при грамотном подходе поддаются коррекцииНикакие корректировки не помогают ускорить процесс развития
Имеется возможное негативное влияние на интеллект: слух, зрение, координацию, а также уровень внимания и восприятияПроисходит воздействие на мыслительный процесс
Большое значение отводится игровой деятельности, с помощью которой можно улучшить состояние ребенка; сам он охотно включается в игровой процессДемонстрирует абсолютное безразличие практически к любым играм
Высокоэмоциональны, способны сконцентрироваться на выполнении поставленной задачиЭмоциональная сфера плохо развита; выполнение конкретного задания сопровождается частыми отвлечениями ребенка
Способны к овладеть навыками ИЗОНе выказывают интереса или способностей к изобразительному искусству. При проведении обучающего процесса в редких случаях могут нарисовать простые фигуры, произвольные линии, хаотично написанные буквы
Внешний облик и особенности поведения не диспластичныМогут характеризоваться выраженной диспластичностью: нарушениями пропорций тела, косоглазием, сильной неловкостью, наличием шести пальцев, заметным замедлением речи, заиканием и иными дефектами
Не имеют ярко-выраженных проявлений в своем неврологическом статусеМожет быть отмечена асимметрия лица, языка; на некоторых зонах лица моет наблюдаться венозная сетка

Особенности диагностики

Диагностировать наличие у ребенка того или иного заболевания может лишь специалист, поэтому при появлении первых мыслей о том, что с малышом происходит что-то не так, следует незамедлительно. В большинстве случаев, когда на самом деле поводов для беспокойства не имеется, достаточно консультации опытного педиатра.

Однако для того чтобы окончательно убедиться, лучше всего показать ребенка детскому неврологу или невропатологу.

В некоторых случаях требуется обращение сразу к нескольким специалистам: неонатологу, неврологу, дефектологу, нейрохирургу, логопеду, психологу или психотерапевту.

Специалист проведет обстоятельный очный осмотр, ознакомится с анамнезом и назначит ряд обследований для точной постановки диагноза. Среди них могут быть следующие:

  • КТ;
  • МРТ;
  • доплерография сосудов головного мозга;
  • электроэнцефалография и т.д.

С помощью тестов обязательно будет проведена оценка функционирования органов слуха, зрения, способностей мышления, концентрации, мелкой моторики. Специалиста также может заинтересовать, имелись ли в семье случаи подобных заболеваний, страдал ли кто-либо из родственников генетическими болезнями, как протекала беременность матери и т.д.

Когда необходимо обратиться к врачу?

Отличия ЗПР от умственной отсталости может точно выявить только специалист на основании осмотра и обследований. Сделать это родителям самостоятельно не представляется возможным.

Обратиться к врачу необходимо сразу же при обнаружении у ребенка:

  • умственного, эмоционального или физического отставания от его сверстников;
  • резких вспышек агрессии;
  • явных проблем с концентрацией внимания;
  • выраженных диспропорций тела.

Крайне важно найти грамотного специалиста, обладающего достаточным опытом и уровнем квалификации.

Именно такими являются специалисты педиатрического отделения клиники АО «Медицина» (клиника академика Ройтберга), здание которой расположено в центре Москвы, по адресу: 2-й Тверской-Ямской переулок, дом 10, в пяти минутах ходьбы от станции метро «Маяковская».

В нашем клинике работаю опытные неонатологи, детские психологи, педиатры и иные узкие специалисты. Они работают на новейшем оборудовании, позволяющем с максимальной точностью выявить малейшие особенности в состоянии здоровья конкретного ребенка.

Записаться на консультацию можно по круглосуточному номеру телефона +7 (495) 995-00-33 или при помощи формы обратной связи.

Статьи

17 Янв 2020

Гепатит В у детей: общие сведения и что это такое

Гепатит В – это довольно распространенное детское заболевание. Речь идет об инфекционном поражении печеночной паренхимы, которое вызывается вирусом типа В. Как правило, заболевание…

16 Янв 2020

Высокий гемоглобин у ребенка

Анализ крови – одно из самых главных обследований для оценки здоровья ребенка. Среди параметров, которые он определяет, присутствует уровень гемоглобина. Это белок, который участвует…

15 Янв 2020

Врожденный туберкулез: причины, симптомы, методы лечения

Врожденный туберкулез – это заболевание инфекционного характера, которое вызывают микобактерии туберкулеза, когда они попадают от инфицированной женщины к плоду, что происходит в период…

14 Янв 2020

Бородавки у детей: симптомы, причины, методы лечения

С бородавками сталкиваются не только взрослые, но и дети. Их появление свидетельствует о наличии в организме вирусов папилломы. Бородавки у детей – доброкачественное образование, результат…

Источник: //www.medicinadeti.ru/statyi/kak_otlichit_umstvennuyu_otstalost_ot_zaderzhki_psikhicheskogo_razvitiya/

Людмила Петрановская: «Задержка психического развития – не приговор»

Чем отличается ЗПР и умственная отсталость

Задержка психического развития – один из наиболее частых диагнозов для детей из спецучреждений. Его ставят сиротам практически «не глядя». Известный российский психолог Людмила Петрановская рассказала о том, почему не надо бояться этого диагноза, если вы берете в семью ребенка из детдома.

Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Фото Legion-Media.Ru

– Каковы причины задержки психического развития у детей?

– В отличие от умственной отсталости, – это неорганический диагноз. Иными словами, дети с ЗПР не рождаются, а приобретают.

– Всегда ли справедливо ставят этот диагноз в детдомах?

– Хорошо, если ставят только задержку, но очень легко ставят умственную отсталость, а этот диагноз, в отличие от ЗПР, не предусматривает обучения в массовой школе.

– Чем внешне отличается ЗПР от умственной отсталости?

– Ребенок с умственной отсталостью не только позже начинает читать, он имеет образовательный потолок, который без специальных технологий не преодолеть. И даже технологии не всегда помогают с ним справиться.

Дети с ЗПР имеют отставание из-за условий жизни, то есть, если с ребенком начать заниматься, то у него будет хорошая, сильная динамика развития.

Отличить умственную отсталость от ЗПР можно только при длительном наблюдении.

Детям в детских домах психолого-педагогические комиссии все эти диагнозы ставят на основании получасовой беседы с ребенком, во время которой невозможно не только обнаружить разницы между этими двумя диагнозами, но и отличить их от шокового состояния после потери родителей. При этом подобные комиссии, как правило, проходят в первые дни и недели после потери ребенком семьи.

– Получается, что процент ошибок достаточно велик?

– Да, получается, что так. Более того, в разных регионах можно наблюдать совершенно разную картину: одни комиссии настроены на «выбраковку», другие — стараются найти в детях потенциал. Степень гипердиагностики может очень сильно отличаться – в некоторых регионах она, по оценкам экспертов, может доходить до 50%.

– Значит, потенциальных приемных родителей может не пугать этот диагноз, если им понравилось фото ребенка в интернете?

– Вообще, даже дети с умственной отсталостью могут быть совершенными сокровищами. Я знаю немало семей, которые воспитывают детей с таким диагнозом. Они просто приняли тот факт, что их ребенок не решает уравнений и никогда не станет финансистом. Но это же не конец света! Зато малыш может быть теплым, любящим, охотно помогать родителям, быть совершенно сохранным эмоционально.

Конечно же, с другой стороны, велика вероятность, что диагноз не подтвердится. Сейчас существует множество методик, которые способны ускорить процесс развития детей с ЗПР и даже детей с органической умственной отсталостью, если ими заниматься. Например, на Западе нормально, когда дети с синдромом Дауна учатся в обычной школе, поступают в вузы.

Сейчас уже диагноз не воспринимается как жесткий коридор, а, скорее, как знак, что такой ребенок нуждается в большем внимании.

– Как возникает задержка?

– ЗПР может формироваться как в семье, так и в учреждении от недостатка количества актов общения в сутки.

Ребенок развивается благодаря постоянному общению с взрослыми. Когда в этих отношениях все нормально, есть родители, бабушки, дедушки, сестры, братья, то он постоянно находится в обмене актами общения с ними.

Они обмениваются словами, взглядами, жестами, улыбками, мимикой, и в этом процессе ребенок развивается. Он достаточно рано начинает понимать, что если он выражает желания, то взрослые стараются эти желания удовлетворить.

Для малыша это становится мощнейшим стимулом совершенствовать коммуникацию. Ребенок начинает понимать, что чем более внятно он изложит свою просьбу, тем быстрее и лучше ее поймут окружающие. К году он уже верит, что как только его поймут, ему захотят сделать хорошо.

Таким образом, каждый раз, когда мы поняли маленького ребенка и сделали то, что он просил, мы подкрепляем его усилия по коммуникации.

Если малыш живет в неблагополучной семье, которая им занимается почти не занимается, этот стимул работает ни шатко, ни валко: у ребенка происходит дезориентация его речевых усилий. Что будет от того, что он сказал, что хочет кушать? Иногда все хорошо, иногда никак, а иногда все только хуже.

Когда ребенок в учреждении, все тоже самое, с той лишь разницей, что в неблагополучной семье многое зависит от состояния родителей, а в учреждении — от того, что написано «на стеночке». У воспитателя в группе может быть до 15 детей.

Ребенок в такой ситуации понимает, что проси-не проси, зови-не зови, воспитатель к нему не подойдет, а подойдет тогда, когда написано в распорядке. Расписание важнее реальных потребностей ребенка.

Поэтому ему тоже нет смысла говорить о своих желаниях, обращаться к взрослым. Образуется отставание.

– Сколько времени занимает преодоление диагноза в семье?

– По-разному. Если была длительная задержка, то даже занятия с детьми с ЗПР полностью ее не компенсируют. Наиболее благоприятным вариантом считается гармоничная задержка в развитии, когда дети во всех сферах отстают равномерно. С возрастом это вообще перестает быть важным.

Серьезнее ситуация, когда у ребенка диспропорция в развитии: он может демонстрировать какие-либо качества взрослого человека, но при этом быть эмоционально нестабильным, как трехлетка. Легкая форма ЗПР у ребенка в семье компенсируется в течение года-двух и не требует дополнительного вмешательства, кроме родительской любви и ласки.

При серьезной форме ЗПР, сопровождающейся биологическими нарушениями, лучше использовать еще и дополнительные методики.

Есть чудесные ситуации «взрывного развития». Дети, находясь в неблагополучной ситуации, как бы «замораживаются» в развитии, «ставят себя на паузу».

Поэтому родители, приходя в дом ребенка, обнаруживают 2-летнего ребенка, который не ходит, не говорит, смотрит перед собой и раскачивается. Очень часто такие дети дают «взрывное развитие».

Через три дня в семье он пошел, через пять – заговорил… Они очень быстро привязываются к родителям, вырастают на 20 см в год, хорошо прибавляют в весе.

Изначально такие дети в доме ребенка выглядят достаточно неблагополучно. Но в глубине души они сохраняют представление о том, что то, что с ними происходит, неправильно, и бойкотируют среду, в которую они попали. Они более сохранны, чем дети, которые адаптируются к ненормальной жизни.

Бывает, что в семью берут самого обычного ребенка, но за счет того, что он адаптировался к ненормальной жизни в «системе», выясняется, что у него очень серьезные проблемы в эмоционально-волевой сфере, которые могут длиться годами.

Это тот случай, когда ребенку ничего не интересно, он не хочет преодолевать трудности, у него нет детской жажды познания. Такие дети меньше страдают в учреждении «прямо сейчас».

Те же дети, которые не могут этих правил принять – протестуют, очень страдают и отстают в развитии, но зато сохраняют «сердцевину» – самое ценное.

Людмила Петрановская, педагог-психолог, специалист по семейному устройству, член Ассоциации специалистов семейного устройства «Семья для ребенка», лауреат Премии Президента РФ в области образования, блогер.

Deti.mail.ru

Источник: //changeonelife.ru/2013/11/01/lyudmila-petranovskaya-zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-ne-prigovor/

ОкругДоктора
Добавить комментарий